ru en
Русский | English
shopping_cart

Российский DIY-рынок уменьшился на 5-7%

«Леруа Мерлен» - крупный DIY-ритейлер, который в текущем году планирует расширить свою географию и открыть новые точки в Сибири и в дальневосточном регионе. Три обширных по площади гипермаркета в Новосибирске – это не предел возможностей ритейлера. Летом будущего года компания планирует открытие гипермаркета, который будет охватывать несколько сибирских населенных пунктов.

DIY расшифровывается как Do It Youself, то есть это рынок предметов быта, которые покупатель приобретает для самостоятельного оформления помещений самого разного назначения, а также садовых участков. По итогам работы прошлого года компания представила свое видение ситуации и дальнейшего развития рынка DIY в разных российских регионах.

Рынок DIY

Руководство компании говорит о том, что по статистике данный рынок товаров постепенно сокращается. За год показатели продаж в масштабе России упали на величину до 7% в разных регионах страны. В то же время рынок Сибири на данный момент хорошо откликается на создание новых магазинов DIY. Новосибирск и Тюмень считаются самыми активными городами по объему продаж. Слегка отстают от них Омск, Кемерово, Новокузнецк. Если говорить об Омске, то здесь и вовсе присутствуют крупные магазины по продаже DIY товаров – Касторама, ОБИ, Бауцентр.

Влияние кризиса, по оценке руководства, ощущается не по количеству покупателей, а по покупательской корзине. Поток остается по-прежнему высоким, но вот люди выбирают более дешевые товары. Да и количество покупок становится меньше. Люди покупают только те вещи, которые нужны им непосредственно сегодня и не планируют покупки на будущее.

Так как сейчас страна постепенно выходит из кризиса, наблюдается эффект отложенного спроса. Руководство «Леруа Мерлен» считает, что в сегменте DIY-товаров эффект будет наблюдаться примерно через полгода. Положительная динамика уже есть, но все равно спрос предъявляется на товары из более дешевой ценовой категории. Дорогостоящие товары покупаются в небольшом количестве.

Тем не менее прошедший 2016 год для компании был достаточно удачным и успешным. Было открыто 17 торговых точек по всей стране, три гипермаркета – в Сибири, в крупных областных городах. Рост товарооборота составил от 3 до 5 процентов.

В текущем году руководство запланировало открытие нескольких новых гипермаркетов по всей России. Такую активное завоевание рынка фирма объясняет пятилетним планом, который она и воплощает в жизнь. Согласно этому документу ежегодно в России будет открываться около 20 магазинов сети. Кризис не слишком сильно повлиял на реализацию проекта. Так, в 2016 году открыто 17 новых точек. План разработан до 2020 года.

В крупных городах Сибири – Иркутске, Хабаровске, Омске, Красноярске, Барнауле будут открыты в общей сложности шесть точек с марта по сентябрь. В Новосибирске также планируется строительство новых магазинов. На сегодняшний день в городе три торговых точки компании, расчетная емкость рынка – не менее шести гипермаркетов. Летом будущего года будет открыта 4-ая торговая точка, площадь гипермаркета будет такой же внушительной, как и остальных магазинов, то есть не менее 10 000 кв.метров.

Родиной «Леруа Мерлен» является Франция, так вот – здесь примерно на 100 тысяч жителей приходится один гипермаркет. Таким образом, три магазина в Новосибирске – это совсем не много.

Руководство компании обращает свое внимание и на другие регионы. Так, сейчас взгляды направлены на Казахстан: в Алма-Ате будет открыт гипермаркет «Леруа Мерлен» уже летом 2018 года. Аналитики выявили, что в Казахстане потенциал DIY-магазинов составляет не менее 20 штук, так что здесь есть куда развиваться. Кстати, другие компании DIY-сегмента уже заходят в страну, например, скоро здесь откроется магазин ОБИ.

Компании приходится вкладывать значительные средства в развитие своих проектов. Инвестиции в открытие магазинов в Сибири и за Уралом составляют более 1 300 миллионов рублей на один магазин. Точная сумма зависит от многих факторов, в том числе и от местоположения магазина. Срок окупаемости по прогнозам составляет до восьми лет.

Развитие рынка Леруа Мерлен

Компания старается выстраивать отношения с местными поставщиками. Локальные производители находятся в приоритете. На сегодняшний день доля российских поставщиков составляет 50%, в ближайшие годы стоит задача увеличить этот показатель до 80%. В Сибири «Леруа Мерлен» активно работает со многими местными поставщиками. Множество товаров из различных категорий поставляются именно местными производителями. Руководство отмечает выгоды такого сотрудничества в финансовом плане. Но проблема заключается в том, что далеко не каждый производитель готов предоставлять соответствующие объемы.

 В Сибири существуют проблемы с поставкой дерева. Например, трудности возникают с фанерой, вагонкой, ДСП. Производителям выгоднее продавать данные товарные категории в Китай, так что «Леруа Мерлен» периодически испытывает затруднения с поставщиками именно этих товаров.

 В сегменте DIY в Сибири «Леруа Мерлен» не видит серьезных конкурентов. Обширная сеть «Домоцентр» прекратила свою работу в 2016 году. Компания отмечает таких конкурентов, как сеть «Сатурн» и «Колорлон», частично пересекаются сегменты с такими фирмами, как ИКЕА, «Калейдоскоп комфорта и уюта», «Большая медведица». Если рассматривать конкурентов в масштабах всего российского рынка, то самыми значимыми игроками руководство «Леруа Мерлен» считает сети ОБИ, Касторама, «Бауцентр» и некоторых других.

Доля рынка компании в России составляет около 9%. На территории Сибири этот показатель значительно выше и по аналитическим результатам равен 30%.

Компания «Леруа Мерлен» образована во Франции в начале 20 века. В Европе организация является безусловным лидером по товарообороту в своем сегменте рынка. Специализация – продажа продукции бытовым пользователям, которые используют ее для самостоятельного облагораживания территории или дома. В России «Леруа Мерлен» открыла свои первые магазины в 2004 году в Московской области. С тех пор компания постепенно завоевывает все новые рынки. На сегодняшний день в России 59 действующих гипермаркетов, которые работают в 26 регионах страны.


Дата публикации: 2021.06.01